ВКУСИТЕ И УВИДИТЕ, КАК БЛАГ ГОСПОДЬ (Часть1)

ВКУСИТЕ И УВИДИТЕ, КАК БЛАГ ГОСПОДЬ (Часть1)

Вся наша жизнь – это путь перемен, и с той минуты, как ты познал Христа (много лет тому назад, еще в детские годы, или совсем недавно), ты, как и всякий человек, идешь этим путем. И это очень важно. Это значит, что каждый уходящий год, каждый день Христос всё больше отображается в нашей душе, Его образ и этос[1]проступают в нашем сердце, и мы становимся ближе к возрасту Христа, к Его духовной атмосфере и Его святости. Это связано с нашим преуспеянием, развитием, совершенствованием: волны жизни несут нас, Сам Дух Святой несет нас по пути к совершенству. Наша душа – не что-то статичное, а изменяющееся.

Как-то один мой приятель сказал:

– С тем «я», которое у меня раньше было, со своим старым «я» я бы даже и кофе не сел выпить. То есть я смотрю на свое старое «я» – и не смогу смириться с тем, каким же я был раньше. А теперь я изменился, – и он говорил как.

В наших устах и сердце меняется вкус Бога

То есть человек, какой он есть сегодня, не может оставаться таким же, каким был в прошлом году, и не может быть таким же, каким будет через год. В наших устах и сердце меняется вкус Бога. Бог, конечно же, остается одинаковым, Он неизменен, но нам, если мы преуспеваем духовно, свойственно понимать Бога каждый раз по-разному. Однако с этим надо быть осторожными, чтобы из-за этого не впасть в отчаяние, а воспринимать это с великой радостью и оптимизмом, видеть в этом доказательство того, что мы действительно преуспеваем.

Когда преуспеваешь, это значит, что английский, которым ты владел на первом году обучения, сейчас кажется тебе скудноватым, потому что сегодня ты уже можешь читать серьезные книги, газеты и смотреть фильмы на нем. То есть ты и тогда знал английский, и сейчас знаешь, и потом будешь его знать, когда преуспеешь, но только это не один и тот же английский. Помимо английского, это же происходит и с ангельским языком – языком, с помощью которого ты входишь в соприкосновение с Божиим пространством: он тоже не может оставаться таким же, как раньше. Когда-то ты верил в Бога довольно примитивно: дети верят, что Бог сидит где-то на луне или высоко на небе, а значит, Он не здесь. И поэтому убегают на кухню или в свою комнату, прячутся в ванной и думают, что скрылись от Бога. В Бога они верят, да, но только несовершенной верой.

Наш подход к Богу каждый раз соответствует нашим переживаниям, духовности, нашему внутреннему содержанию, молитве, которую возносим, времени, которое всему этому уделяем: молитве, чтению, внутреннему труду, самопознанию и контакту с другими людьми. Потому что именно отсюда мы черпаем опыт и подлинное чувство Бога, а не из книг. Книги в какой-то момент отходят на задний план, и появляется жизненный опыт, опыт же этот связан с истинным бытием Самого Бога и с окружающими тебя людьми.

Поэтому мы и говорим, что одно дело – читать книги о браке, а другое – жить семейной жизнью. То же происходит и с Богом. Один мой друг-монах как-то сказал, что одно дело – читать книги о монашестве, а другое – быть монахом. Я, до того как стать монахом, много читал, многое себе представлял, вообразил себе целый мир, но когда стал монахом и увидел другую реальность – в чем-то более положительную, а в чем-то более отрицательную, – то понял, что жизнь отличается от того, что мы читаем. А значит, Бог пребывает по ту сторону книг, по ту сторону того, что скажет тебе один, что скажет другой. Одно дело – что скажу тебе о Боге я, и другое – когда Бог Сам скажет тебе это в сердце, когда Он прошепчет тебе что-то. Это огромная разница.

Помню, что говорил теперь уже прославленный в лике святых Порфирий:

– Когда я был молод, у меня был один образ Бога – крайне строгий, односторонний, шаблонный. Я строил известные схемы и ставил ограничения, смотрел на людей и думал, что Бог согласен с моей логикой. Но чем больше времени проходило, чем больше я соприкасался с людьми, и душа моя перемешивалась с их душой, я видел реалии их жизни, смотрел на их чувства, сердце, борьбу, – тем больше мне каждый раз открывался другой Бог. И если я начинал с «Кормчей книги»[2] и строгости, шаблонов и абсолютов, то через какое-то время уже по-другому смотрел на всё и иначе оценивал поступки людей.

Глядя на грешных людей, он видел их ищущими истины и счастья

Это потому, что старец смотрел на то, что стоит за видимым, и видел то, чего другие понять не могли. Так, глядя на сильно грешных людей, он видел их только ищущими истины и счастья. И давал другое объяснение тому, что такое грех, что такое плохой человек, а что хороший.

Почему же он стал всё это так воспринимать, почему стал так чувствовать? Потому что у него изменился вкус Бога, ощущение того, что значит Бог. Как и во времена Христа люди тоже думали, что знали Бога, но Христос – Сам Бог воплощенный – показал им, что их представление о Боге было неверным. Когда ученики сказали Ему:

– Скажи, чтобы упал огонь с неба и сжег этот город за то, что они Тебя не приняли, – они думали, что это было по нраву Божию, – но Христос сказал им:

– Вы не знаете, какого вы духа (Лк. 9, 55). Вы не поняли Моего нрава. Я несу любовь, Я не несу мщения.

– Но у нас такая картина Бога!

– Да, Я не ругаю вас, но Я прихожу, чтобы помочь вам «кликнуть» вверх, чтобы вы поднялись выше.

У нас нет причин бороться с тем, кто смотрит на всё по-своему: это одна из стадий его жизни, это фаза, которая пройдет. Мы не можем его осуждать, отталкивать, мы можем только его понять, уважить, встать на его место и увидеть, что на его месте мы тоже смотрели бы так. То есть у него была своя причина делать то, что он делает, какое-то свое представление в уме, какой-то предрассудок. (Окончание следует).